РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Живопись

Абстракционизм

Новым течением в искусстве XX в. стала беспредметная живопись – абстракционизм, в зарождении которой участвовали русские художники (см. часть II, главу 1).

Существовало несколько направлений абстракционизма. Француз Робер Делоне (1885–1941 гг.) (ил. 139) пришел к беспредметной живописи через кубизм (ил. 140) и создал одно из течений абстракционизма – орфизм. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью взаимопересечения криволинейных поверхностей и взаимопроникновения различных цветов спектра (ил. 141, ил. 142, ил. 143).

Неопластицизм придерживался иных принципов: линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается тремя основными цветами – красным, синим и желтым, допускаются также белый, черный и серый.

Основателем неопластицизма был голландский художник Пит Мондриан (1872–1944 гг.) (ил. 144), проживший значительную часть жизни во Франции. Он начинал как реалист, мастер пейзажа (ил. 145), но под влиянием кубизма начал экспериментировать с формами (ил. 146) и постепенно освободился от фигуративного начала (ил. 147, ил. 148). Мондриан создавал композиции, представлявшие собой решетки из черных горизонтальных и вертикальных линий с ячейками, которые закрашивались красным, синим и желтым цветами. В 1930-е гг. художник ограничивается одним, реже двумя цветами, делая акцент на черной, иногда двойной линии (ил. 149). 

С началом Второй мировой войны Мондриан переехал в США, где создал несколько получивших широкую известность абстрактных картин: «Нью-Йорк сити» (ил. 150), «Буги-вуги на Бродвее» (ил. 151), «Победа буги-вуги» (ил. 152). Искусство Мондриана оказало влияние на современную живопись, архитектуру и дизайн (ил. 153, ил. 154).

В 1940-е гг. в США сформировалось течение под названием абстрактный экспрессионизм. Для его мастеров была характерна особая манера работы: быстрая, на больших полотнах, иногда брызгая красками на холст (ил. 155). Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение своего внутреннего мира (подсознания) в абстрактных формах.

Наиболее яркой фигурой абстрактного экспрессионизма был художник Джексон Поллок (1912–1956 гг.) (ил. 156), испытавший влияние Пикассо и сюрреализма (ил. 157, ил. 158). Со временем художник выработал особый способ работы: он расстилал холст на полу мастерской и беспорядочно набрызгивал на него краску (ил. 159). Такую технику Поллок назвал дриппинг (англ. dripping – разбрызгивание, капанье). Однако в его работах все же чувствуется забота о декоративном распределении красок, о сочетаемости пятен, о построении композиции (ил. 160, ил. 161, ил. 162), следовательно, художник сохранял контроль над своими действиями.

Другим видным представителем абстрактного экспрессионизма был Марк Ротко (настоящее имя – Маркус Роткович) (1903–1970 гг.) (ил. 163). Он родился в Российской империи (в Латвии), но накануне Первой мировой войны вместе с семьей переехал в США.

Ротко испытал влияние сюрреализма (о нем см. ниже) (ил. 164, ил. 165), а затем перешел к абстрактной живописи. Как художник он отличался от Поллока: свои монументальные полотна (автор называл их «мультиформы») Ротко закрашивал большими цветными плоскостями, иногда оставлял между ними не покрытые краской участки (ил. 166, ил. 167, ил. 168).

Самостоятельным течением абстрактного искусства можно считать оп-арт (сокращение от англ. optical art – оптическое искусство), который сложился во второй половине XX в. Художники оп-арта использовали различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия человеческим глазом плоских и пространственных фигур. Задача оп-арта – обмануть глаз, вызвать «несуществующий» образ, создать конфликт между фактической формой и формой видимой (ил. 169, ил. 170).

Крупнейшим мастером оп-арта считается французский художник венгерского происхождения Виктор Вазарели (настоящее имя – Дёжё Вашарейи) (1906–1997 гг.) (ил. 171). Он создавал пространственные «обманки»: придавал плоским образам видимость трехмерности (ил. 172, ил. 173), используя при этом перспективу, цвет, свет и тень. Абстрактные формы и узоры у Вазарели «перетекают» в фигуративные и обратно (ил. 174), создают ощущения движения, мерцания (ил. 175).

Оп-арт нашел широкое применение в архитектуре, рекламе, дизайне.