РУБРИКАТОР

Введение в мировую художественную культуру

Архитектура

Что такое архитектура? Архитектура – это искусство проектировать и строить дома, села, города. Другими словами, архитектура – это та рукотворная среда, в которой живет человек. Причем среда, радующая его глаз красотой (ил. 1, ил. 2).

Среди всех видов искусств архитектура занимает особое место. Для них она является средой обитания. Картины выставляются для обозрения в зданиях галерей (ил. 3), исторические и художественные экспонаты хранятся в музеях (ил. 4), спектакли показывают в театрах (ил. 5) и т.д.

Две тысячи лет назад римский зодчий Витрувий вывел формулу, составляющую сущность архитектуры: «прочность, польза, красота». Прочность любой постройки в большой степени зависит от строительного материала. В местностях, богатых лесом, люди испокон веку строили из дерева (ил. 6) – материала дешевого, легко поддающегося обработке. Более надежными постройками являются каменные (ил. 7). Но камень есть не везде, а вот глина распространена повсеместно, поэтому люди стали строить из кирпича (ил. 8).

Древние римляне широко использовали в строительстве бетон (ил. 9).

Не только строительный материал определяет прочность постройки. Многое зависит от ее конструкции. Древние греки применяли стоечно-балочную конструкцию (ил. 10): вертикальные опоры (стены и колонны) и горизонтальные перекрытия. На Востоке много веков назад появилась арка (ил. 11) – две опоры и перекинутая между ними дуга. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, получится свод (ил. 12). Если же арку повернуть вокруг своей оси, получится купол (ил. 13). Арка, купол и свод являются основой конструкции кирпичных и каменных сооружений.

Всякое здание имеет полезное назначение (функцию): дом строится для жилья, храм – для молитвы, крепость – для защиты от врагов. В зависимости от назначения здание получает те или иные размеры, планировку, убранство. Царский дворец отличается богатством и красотой (ил. 14). Украшения при строительстве крепости не имеют значения (ил. 15). Главное ее качество – прочность, неприступность. В крестьянском жилище, лишенном красоты дворца и прочности крепости, больше всего ценились простота и удобство (ил. 16).

Не прочность и не польза, а красота позволяет говорить об архитектуре как искусстве. Из чего складывается понятие красоты в архитектуре? Возьмем, к примеру, церковь Покрова на Нерли под Владимиром (ил. 17). Небольшая, со скромным убранством, она поражает верно найденными пропорциями, благодаря которым кажется легкой, стройной.

Иное впечатление производит Дмитриевский собор во Владимире (ил. 18). Он имеет кубический объем и кажется несколько тяжеловатым. Но богатое декоративное убранство (скульптура) делает Дмитриевский собор нарядным. А вот собор Василия Блаженного (ил. 19) помимо богатого убранства имеет еще необычную композицию: восемь храмов, словно в хороводе, окружили девятый, центральный.

Не последнюю роль в архитектуре играет выразительный силуэт здания. Луковичные главки русских церквей напоминают своим силуэтом пламя свечи (ил. 20). В XVI в. на Руси начали строить шатровые храмы (ил. 21), которые современному человеку напоминают устремленную ввысь ракету. В архитектуре значение имеет не только форма, но и цвет (ил. 22). Древние греки разукрашивали построенные ими каменные храмы (ил. 23).

Как работает архитектор? Слово «архитектор» в переводе с древнегреческого языка означает «главный строитель». Профессия архитектора предполагает наличие обширных познаний в самых разных областях наук и искусств. Русский архитектор XVIII в. П.М. Еропкин (ил. 24) в одном из своих трактатов перечислил многое из того, что должен знать архитектор: арифметику, геометрию, рисование, перспективу, историю, право, механику…

Сначала образ архитектурного сооружения рождается в голове зодчего и воплощается в виде эскизов и рисунков целого здания и его отдельных частей (ил. 25). Важное место в строительстве отводится плану (ил. 26). Он представляет собой графическое изображение горизонтальной проекции здания и позволяет заглянуть в его нутро (ил. 27, ил. 28). Кроме плана зодчий вычерчивает фасады здания, а также его разрезы (ил. 29), дающие представление о внутреннем устройстве и убранстве. Иногда для большей наглядности архитектор создает модель (ил. 30, ил. 31) проектируемого здания – его уменьшенную объемную копию.