РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы и США второй половины XIX века

Искусство Франции второй половины XIX века

Живопись

Неоимпрессионизм

На восьмой, последней, выставке импрессионистов свои работы показали художники Ж. Сёра и П. Синьяк, которых впоследствии окрестили неоимпрессионистами. В поисках собственного стиля Сёра изобрел технику пуантилизма (от франц. point – точка) (ил. 99). Она заключалась в том, что краска наносилась на холст раздельными точками чистого цвета (ил. 100) в расчете на то, что на некотором расстоянии они оптически смешаются в глазах зрителя и дадут нужный тон. Другое название техники точечного мазка – дивизионизм.

Основатель неоимпрессионизма Жорж-Пьер Сёра (1859–1891 гг.) (ил. 101) родился в Париже в богатой семье. Учился в Школе изящных искусств. На восьмой выставке импрессионистов всеобщий интерес вызвала его картина «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» (ил. 102), написанная в технике пуантилизма. В этой технике Сёра писал пейзажи (ил. 103), сцены повседневной жизни (ил. 104), цирковые представления (ил. 105).

Сёра умер, не дожив до 32 лет. После него эстафету неоимпрессионизма подхватил Поль Синьяк (1863–1935 гг.) (ил. 106). Он родился в Париже в семье владельца магазина. Живописи учился самостоятельно. Под влиянием Сёра Синьяк освоил технику пуантилизма (ил. 107).

Излюбленной тематикой в творчестве Синьяка было средиземноморское побережье Франции (ил. 108, ил. 109, ил. 110). Художник писал также сцены повседневной жизни (ил. 111).