РУБРИКАТОР

Словарь терминов

Автопортрет (ил. 1) – разновидность портрета, изображение художником или скульптором самого себя.

Ампир – художественный стиль, получивший распространение в Европе в первой трети XIX в.

Антаблемент (ил. 2) – верхняя часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.

Архитектурный ордер (ил. 3) – художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из несущих (колонны) и несомых (антаблемент) частей.

Барельеф (ил. 4) – разновидность рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего реального объема.  

Берет (ил. 5) – женский головной убор, вошедший в моду в начале XIX в.

Бытовой жанр (ил. 6) – жанр живописи, связанный с изображением сцен повседневной жизни человека.

Бюст (итал. busto – туловище, торс) (ил. 7) – изображение человека в скульптуре: голова с плечами и грудью (без рук).

Веер (ил. 8) – приспособление для обмахивания, принадлежность дамы.

Вестибюль (ил. 9) – первое при входе с улицы помещение в богатом доме, дворце, театре.

Витраж (ил. 10) – произведение живописи, выполненное из цветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение.

Галстук (нем. halstuch – шейный платок) (ил. 11) – предмет мужского костюма, имевший вид платка, ленты или полоски ткани, завязанной бантом или узлом вокруг воротника.

Гобелен – см. шпалера.

Горельеф (ил. 12) – разновидность рельефа, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину своего реального объема.

Градостроительство – искусство создания архитектурных ансамблей.

Гравюра (ил. 13) – вид графики, включающий произведения, изготовленные посредством печатания с доски (деревянной, металлической, каменной), обработанной различными способами гравирования. См. офорт.

Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, представляющий собой рисунок или гравюру на бумаге или каком-либо другом материале.

Декадентство (декаданс) (франц. decadence, от лат. decadentia – упадок) – собирательное обозначение состояния европейской культуры конца XIX – начала XX в., для которой было характерно настроение упадка, мотивы смерти, отказ от общепринятой морали.

Дивизионизм (от франц. diviser – делить) (ил. 14) – техника живописи, при которой масляная краска наносилась на холст раздельными точечными мазками разного цвета в расчете на то, что на некотором расстоянии они оптически смешаются в глазах зрителя и дадут нужный тон.

Жанр (франц. genre – вид, род) – род живописи, определяемый избранным сюжетом, темой. См. бытовой жанр, исторический жанр, натюрморт, пейзаж, портрет.

Жилет (ил. 15) – мужская одежда без рукавов.

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.

Исторические стили – направление в европейской архитектуре второй половины XIX – начала XX в. См. неоготика, русский стиль.

Исторический жанр (ил. 16) – жанр живописи, посвященный историческим деятелям и событиям.

Кибитка (ил. 17) – женский головной убор с широкими полями, скрывавшими профиль лица.

Колоннада (ил. 18) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.

Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Купол (ил. 19) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы.

Линейная перспектива (прямая перспектива) (ил. 20) – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. Основывается на постулате: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Ср. световоздушная перспектива.

Литография (от греч. lithos – камень и grapho – пишу, рисую) (ил. 21) – вид тиражной графики, при которой оттиск переносится на бумагу с плоскости камня.

Лосины (ил. 22) – штаны из лосиной кожи, которые носили преимущественно военные.

Меценат – покровитель искусств.

Модель – 1) человек, позирующий художнику; 2) оригинал из глины или воска, с которого делается скульптура и отливка; 3) уменьшенная копия памятника архитектуры.

Монумент (ил. 23) – скульптурный памятник больших размеров.

Натюрморт (франц. naturemorte – мертвая природа) (ил. 24) – жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы: цветы, фрукты, овощи, битую дичь, предметы быта, труда и т.д.

Неоготика (ил. 25) – направление в европейской архитектуре XIX в., образцом для которого послужила средневековая готика.

Неоимпрессионизм (ил. 26) – течение во французской живописи конца XIX – начала XX в., опиравшееся на технику дивизионизма.

Офорт (франц. eau-forte буквально – «крепкая вода») (ил. 27) – разновидность гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы протравливаются кислотой.

Палитра – 1) дощечка, на которой живописец смешивает краски (ил. 28); 2) в переносном смысле – весь спектр красок, цветов, используемых данным художником.

Панно (ил. 29) – живописное произведение декоративного характера.

Панталоны (ил. 30) – длинные мужские штаны, вошедшие в европейскую моду в конце XVIII в.

Пейзаж (ил. 31) – жанр живописи, изображающий природу – леса, поля, реки, горы и т.п.

Перспектива – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. См. линейная перспектива, световоздушная перспектива.

Пленэр (франц. plein air – открытый воздух) (ил. 32) – живопись на открытом воздухе (вне мастерской).

Портик (ил. 33) – выступающая вперед часть здания, в виде антаблемента, поддерживаемого колоннами.

Портрет (ил. 34) – жанр живописи, изображающий человека или группу людей.

Примитивизм (от лат. primitivus – первый, самый ранний) – направление в изобразительном искусстве конца XIX – XX в.

Пуантилизм (от франц. point – точка) – то же, что и дивизионизм.

Пьедестал (ил. 35) – постамент для памятника.

Реализм – одно из главных направлений в искусстве XIX в.

Рельеф (ил. 36) – вид скульптуры, располагающейся на плоскости, которая служит ей фоном. См. барельеф, горельеф.

Ридикюль (ил. 37) – небольшая дамская сумочка из материи.

Романтизм – художественное направление, получившее распространение в европейской культуре первой половины XIX в.

Ростральная колонна (ил. 38) – архитектурное сооружение, украшенное скульптурными изображениями корабельных носов.

Русский стиль – художественный стиль, получивший распространение в России во второй половине XIX в. и ориентировавшийся на средневековое русское искусство.

Световоздушная перспектива (ил. 39) – способ передачи глубины пространства в живописи путем смягчения очертаний предметов, которые окутывает легкая голубоватая дымка. Ср. линейная перспектива.

Светотень (ил. 40) – в живописи и графике способ выявления объема предмета.

Символизм – художественное направление, получившее распространение в европейском искусстве на рубеже XIX–XX вв.

Статуя (ил. 41) – большое по размеру произведение скульптуры, чаще всего изображающее человеческую фигуру в полный рост.

Сюртук (ил. 42) – верхняя мужская одежда в виде длиннополого пиджака.

Триумфальная арка (ил. 43) – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед, в виде отдельно стоящей большой арки, украшенной скульптурой.

Триумфальная колонна (ил. 44) – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед в виде отдельно стоящей колонны больших размеров. Ср. ростральная колонна.

Тюрбан (ил. 45) – женский головной убор восточного происхождения, вошедший в европейскую моду в начале XIX в.

Фрак (ил. 46) – верхняя мужская одежда, не имеющая передних пол, но с длинными фалдами сзади.

Фронтон (от лат. frons – лоб) (ил. 47) – верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами двускатной кровли.

Цилиндр (ил. 48) – мужской головной убор цилиндрической формы с небольшими полями. См. шапокляк.

Чепец (ил. 49) – женский головной убор, который обычно носили дома.

Шапокляк (ил. 50) – складной цилиндр.

Шпалера (гобелен) (ил. 51) – безворсовый настенный ковер ручной работы.

Эклектика (от греч. eklektikos – выбирающий) – соединение разных стилевых элементов в искусстве. Эклектика получила распространение во второй половине XIX – начале XX в. главным образом в архитектуре.

Эскиз (ил. 52) – предварительный набросок к картине с целью проработки ее композиции.

Этюд (ил. 53) – рисунок, живописная работа, представляющая часть будущей картины с целью проработки ее деталей.