Автопортрет (ил. 1) – разновидность портрета, изображение художником или скульптором самого себя.
Ампир – художественный стиль, получивший распространение в Европе в первой трети XIX в.
Антаблемент (ил. 2) – верхняя часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.
Архитектурный ордер (ил. 3) – художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из несущих (колонны) и несомых (антаблемент) частей.
Барельеф (ил. 4) – разновидность рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего реального объема.
Берет (ил. 5) – женский головной убор, вошедший в моду в начале XIX в.
Бытовой жанр (ил. 6) – жанр живописи, связанный с изображением сцен повседневной жизни человека.
Бюст (итал. busto – туловище, торс) (ил. 7) – изображение человека в скульптуре: голова с плечами и грудью (без рук).
Веер (ил. 8) – приспособление для обмахивания, принадлежность дамы.
Вестибюль (ил. 9) – первое при входе с улицы помещение в богатом доме, дворце, театре.
Витраж (ил. 10) – произведение живописи, выполненное из цветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение.
Галстук (нем. halstuch – шейный платок) (ил. 11) – предмет мужского костюма, имевший вид платка, ленты или полоски ткани, завязанной бантом или узлом вокруг воротника.
Гобелен – см. шпалера.
Горельеф (ил. 12) – разновидность рельефа, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину своего реального объема.
Градостроительство – искусство создания архитектурных ансамблей.
Гравюра (ил. 13) – вид графики, включающий произведения, изготовленные посредством печатания с доски (деревянной, металлической, каменной), обработанной различными способами гравирования. См. офорт.
Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, представляющий собой рисунок или гравюру на бумаге или каком-либо другом материале.
Декадентство (декаданс) (франц. decadence, от лат. decadentia – упадок) – собирательное обозначение состояния европейской культуры конца XIX – начала XX в., для которой было характерно настроение упадка, мотивы смерти, отказ от общепринятой морали.
Дивизионизм (от франц. diviser – делить) (ил. 14) – техника живописи, при которой масляная краска наносилась на холст раздельными точечными мазками разного цвета в расчете на то, что на некотором расстоянии они оптически смешаются в глазах зрителя и дадут нужный тон.
Жанр (франц. genre – вид, род) – род живописи, определяемый избранным сюжетом, темой. См. бытовой жанр, исторический жанр, натюрморт, пейзаж, портрет.
Жилет (ил. 15) – мужская одежда без рукавов.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.
Исторические стили – направление в европейской архитектуре второй половины XIX – начала XX в. См. неоготика, русский стиль.
Исторический жанр (ил. 16) – жанр живописи, посвященный историческим деятелям и событиям.
Кибитка (ил. 17) – женский головной убор с широкими полями, скрывавшими профиль лица.
Колоннада (ил. 18) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.
Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.
Купол (ил. 19) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы.
Линейная перспектива (прямая перспектива) (ил. 20) – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. Основывается на постулате: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Ср. световоздушная перспектива.
Литография (от греч. lithos – камень и grapho – пишу, рисую) (ил. 21) – вид тиражной графики, при которой оттиск переносится на бумагу с плоскости камня.
Лосины (ил. 22) – штаны из лосиной кожи, которые носили преимущественно военные.
Меценат – покровитель искусств.
Модель – 1) человек, позирующий художнику; 2) оригинал из глины или воска, с которого делается скульптура и отливка; 3) уменьшенная копия памятника архитектуры.
Монумент (ил. 23) – скульптурный памятник больших размеров.
Натюрморт (франц. naturemorte – мертвая природа) (ил. 24) – жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы: цветы, фрукты, овощи, битую дичь, предметы быта, труда и т.д.
Неоготика (ил. 25) – направление в европейской архитектуре XIX в., образцом для которого послужила средневековая готика.
Неоимпрессионизм (ил. 26) – течение во французской живописи конца XIX – начала XX в., опиравшееся на технику дивизионизма.
Офорт (франц. eau-forte буквально – «крепкая вода») (ил. 27) – разновидность гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы протравливаются кислотой.
Палитра – 1) дощечка, на которой живописец смешивает краски (ил. 28); 2) в переносном смысле – весь спектр красок, цветов, используемых данным художником.
Панно (ил. 29) – живописное произведение декоративного характера.
Панталоны (ил. 30) – длинные мужские штаны, вошедшие в европейскую моду в конце XVIII в.
Пейзаж (ил. 31) – жанр живописи, изображающий природу – леса, поля, реки, горы и т.п.
Перспектива – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. См. линейная перспектива, световоздушная перспектива.
Пленэр (франц. plein air – открытый воздух) (ил. 32) – живопись на открытом воздухе (вне мастерской).
Портик (ил. 33) – выступающая вперед часть здания, в виде антаблемента, поддерживаемого колоннами.
Портрет (ил. 34) – жанр живописи, изображающий человека или группу людей.
Примитивизм (от лат. primitivus – первый, самый ранний) – направление в изобразительном искусстве конца XIX – XX в.
Пуантилизм (от франц. point – точка) – то же, что и дивизионизм.
Пьедестал (ил. 35) – постамент для памятника.
Реализм – одно из главных направлений в искусстве XIX в.
Рельеф (ил. 36) – вид скульптуры, располагающейся на плоскости, которая служит ей фоном. См. барельеф, горельеф.
Ридикюль (ил. 37) – небольшая дамская сумочка из материи.
Романтизм – художественное направление, получившее распространение в европейской культуре первой половины XIX в.
Ростральная колонна (ил. 38) – архитектурное сооружение, украшенное скульптурными изображениями корабельных носов.
Русский стиль – художественный стиль, получивший распространение в России во второй половине XIX в. и ориентировавшийся на средневековое русское искусство.
Световоздушная перспектива (ил. 39) – способ передачи глубины пространства в живописи путем смягчения очертаний предметов, которые окутывает легкая голубоватая дымка. Ср. линейная перспектива.
Светотень (ил. 40) – в живописи и графике способ выявления объема предмета.
Символизм – художественное направление, получившее распространение в европейском искусстве на рубеже XIX–XX вв.
Статуя (ил. 41) – большое по размеру произведение скульптуры, чаще всего изображающее человеческую фигуру в полный рост.
Сюртук (ил. 42) – верхняя мужская одежда в виде длиннополого пиджака.
Триумфальная арка (ил. 43) – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед, в виде отдельно стоящей большой арки, украшенной скульптурой.
Триумфальная колонна (ил. 44) – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед в виде отдельно стоящей колонны больших размеров. Ср. ростральная колонна.
Тюрбан (ил. 45) – женский головной убор восточного происхождения, вошедший в европейскую моду в начале XIX в.
Фрак (ил. 46) – верхняя мужская одежда, не имеющая передних пол, но с длинными фалдами сзади.
Фронтон (от лат. frons – лоб) (ил. 47) – верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами двускатной кровли.
Цилиндр (ил. 48) – мужской головной убор цилиндрической формы с небольшими полями. См. шапокляк.
Чепец (ил. 49) – женский головной убор, который обычно носили дома.
Шапокляк (ил. 50) – складной цилиндр.
Шпалера (гобелен) (ил. 51) – безворсовый настенный ковер ручной работы.
Эклектика (от греч. eklektikos – выбирающий) – соединение разных стилевых элементов в искусстве. Эклектика получила распространение во второй половине XIX – начале XX в. главным образом в архитектуре.
Эскиз (ил. 52) – предварительный набросок к картине с целью проработки ее композиции.
Этюд (ил. 53) – рисунок, живописная работа, представляющая часть будущей картины с целью проработки ее деталей.