РУБРИКАТОР

Эгейское искусство

Эгейское искусство

Основные даты

 

III–II тысячелетия до н. э. – эгейская культура

XVII—XII вв. до н. э. – расцвет эгейского искусства

Середина XV в. до н. э. – извержение вулкана Санторин, разрушение Кносского дворца

XIII–XII вв. до н. э. – Троянская война

 

Общая характеристика

 

Эгейская цивилизация существовала на побережье и островах Эгейского моря (ил. 1), отсюда название. Ее культура, насчитывавшая два тысячелетия, была современницей Древнего Египта и испытала его влияние.

Важнейшими центрами эгейской культуры считаются остров Крит и город Микены в Южной Греции. Неслучайно эту культуру часто называют крито-микенской. Многое для ее понимания дало изучение Трои, описанной в гомеровской «Илиаде» и открытой Г. Шлиманом.

Прямой наследницей эгейской культуры является Древня Греция.

 

Кносский дворец. Кносский дворец (ил. 2, ил. 3) был раскопан и исследован в начале XX в. английским археологом А. Эвансом (ил. 4). Дворцовый комплекс занимал территорию площадью 2 га (ил. 5). Отдельные его части имели два и даже три этажа (ил. 6) и соединялись между собой лестницами (ил. 7). Первый этаж был сложен из камня, а верхний, вероятно, из сырцового кирпича. Посреди дворцового комплекса находится прямоугольный парадный двор размером 52 на 28 м (ил. 8). Вокруг него группировались разные по назначению помещения: хозяйственные, жилые, парадные. Среди них – парадный зал мегарон (ил. 9, ил. 10) и тронный зал, где стоял каменный «трон царя Миноса» (ил. 11). Свет проникал внутрь помещений благодаря световым колодцам (ил. 12). Множество помещений, сложная система переходов и коридоров Кносского дворца нашли отражение в мифе о лабиринте Минотавра.

При строительстве Кносского дворца широко использовались колонны, которые имели одну особенность – утолщались кверху (ил. 13). Стены помещений украшали росписи (ил. 14). На одной из фресок изображены игры с быком (ил. 15), на другой – юноша в короне (ил. 16). Критские художники придерживались той же схемы изображения человека, что и египетские: голова и ноги – в профиль, верхняя часть тела и глаза – в фас. Монументальные произведения критской скульптуры не сохранились. До нас дошли лишь изящные фаянсовые статуэтки, имевшие культовое назначение (ил. 17).

В середине XV в. до н. э. Кносский дворец был разрушен землетрясением, вызванным извержением вулкана на острове Санторин.

 

Микены. Согласно преданию, Микены (ил. 18) основал легендарный Персей. В древности город окружали стены высотой до 18 м и толщиной до 10 м (ил. 19), сложенные из больших каменных глыб. В центре Микен на возвышении находилась цитадель – акрополь (ил. 20, ил. 21). Вход на акрополь лежал через Львиные ворота (ил. 22), которые украшали скульптурные изображения двух львиц (ил. 23). На территории акрополя (ил. 24) располагался царский дворец, дома знати, храм Афины, цистерны для хранения воды (ил. 25). У стен акрополя находилось кладбище – некрополь (ил. 26).

За пределами городских стен Г. Шлиман обнаружил «гробницу Атрея» (ил. 27), мифического царя Микен. Она представляет собой купольное сооружение, расположенное ниже уровня земли, – толос (ил. 28). Над гробницей сооружен каменный свод диаметром 15 м (ил. 29) с насыпанной сверху землей. Внутрь ведет 36-метровый наклонный коридор – дромос (ил. 30), вход в который перекрыт 120-тонной каменной плитой. Внутри толоса, справа от входа, устроена отдельная погребальная камера.

При раскопках Микен было найдено немало замечательных произведений декоративно-прикладного искусства: посуда (ил. 31, ил. 32), оружие, золотые ювелирные изделия (ил. 33). Среди последних находилась так называемая «маска Агамемнона» (ил. 34).

 

Троя. Легендарная Троя (ил. 35), которую открыл Г. Шлиман (ил. 36), была одним из самых древних городов эгейского мира. Ее основание относят к IV тысячелетию до н. э. В 1873 г. при раскопках Трои (ил. 37, ил. 38) Шлиман обнаружил клад, который в честь троянского царя получил название «клад Приама» (ил. 39). Было найдено немало драгоценных вещей: золотая посуда (ил. 40), украшения (ил. 41, ил. 42), оружие (ил. 43). Еще в Древнем мире Троя получила широкую известность благодаря гомеровской «Илиаде» (ил. 44). Рассказанная в ней история Троянской войны нашла широкое отражение в мировой культуре (ил. 45).