РУБРИКАТОР

Искусство Древнего Рима

Живопись

Общая характеристика. Станковая живопись Древнего Рима не сохранилась, хотя о ней имеются упоминания в письменных источниках. Зато уцелело немало памятников фресковой живописи, которой богатые римляне украшали интерьеры своих домов (ил. 1). Немало фресок было обнаружено при раскопках городов Помпеи и Геркуланум (ил. 2, ил. 3), погибших в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Кроме фрески древнеримские мастера владели искусством мозаики (ил. 4, ил. 5).

К лучшим образцам античной живописи принадлежит фаюмский погребальный портрет (ил. 6).

 

Помпейские фрески. При раскопках Помпей были открыты многочисленные, хорошо сохранившиеся фрески (ил. 7, ил. 8), украшавшие стены домов. Темы помпейских росписей отличались большим разнообразием: религиозные действа (ил. 9), породившие название «вилла Мистерий», пейзажи (ил. 10), портреты (ил. 11) и даже натюрморты (ил. 12). Изображения носили реалистический характер. Живописцы умело пользовались светотенью (ил. 13), знали анатомические особенности человека, имели представление о перспективе и мастерски создавали иллюзию вещественности (ил. 14). В современном искусствоведении существует понятие «помпейский стиль» (различаются их четыре вида).

 

Фаюмские портреты. В 1887 г. в Фаюмском оазисе Египта, когда-то находившегося под властью Древнего Рима, были найдены погребальные портреты, датированные I–III вв. н. э. Изображение красками человеческих лиц заменяло традиционную погребальную маску мумии (ил. 15, ил. 16) (см. главу 2). Фаюмские портреты вобрали в себя черты римского, греческого и египетского искусства. Большинство из них выполнено на деревянных досках в технике энкаустики, нередко с использованием сусального золота (ил. 17). Художники умело передавали на портретах индивидуальные черты человека (ил. 18, ил. 19).