РУБРИКАТОР

Искусство Северного Возрождения

Искусство Нидерландов

 

Общая характеристика. Нидерланды в XV–XVI вв. (ил. 1) занимали территорию, на которой ныне расположены Бельгия, Голландия (Нидерланды) и Люксембург. Это было лоскутное образование больших и малых полунезависимых государств: герцогство Брабант, графство Фландрия, графство Голландия, Утрехтское епископство и другие. Часть из них зависела от Франции, другие от Испании. Основными городами и центрами культуры Нидерландов были Гент, Брюгге, Антверпен.

 

Ян ван Эйк (около 1390–1441 гг.). Ян ван Эйк (ил. 2) был крупнейшим нидерландским живописцем, придворным художником герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Он усовершенствовал масляные краски и ввел их в широкое употребление.

Ян ван Эйк учился у своего старшего брата Губерта. Самое раннее и самое известное произведение братьев ван Эйков, дошедшее до нас, –Гентский алтарь (ил. 3, ил. 4, ил. 5), который был создан для церкви Святого Иоанна Богослова (позже переименованной в собор Святого Бавона) в Генте (ил. 6). Алтарь представляет собой полиптих, состоящий из 12 панелей, расписанных с обеих сторон (высота центральной части составляет 3,7 м, ширина в раскрытом виде – 5,2 м.). На нем изображено 258 человеческих фигур.

Другим шедевром Яна ван Эйка является картина «Мадонна канцлера Ролена» (ил. 7). Канцлер преклонил колена перед Богоматерью с младенцем Христом. За окном помещения, где происходит действие, открывается великолепный пейзаж, полный различных символов (ил. 8).

Близка по характеру «Мадонне канцлера Ролена» другая работа художника – «Мадонна каноника ван дер Пале» (ил. 9), написанная с таким же мастерством.

 Кроме религиозной живописи Ян ван Эйк занимался портретной, о чем свидетельствует картина «Портрет четы Арнольфини» (ил. 10). На ней изображена сцена бракосочетания итальянского купца Джованни Арнольфини, жившего в Брюгге, со своей невестой. В зеркале на стене отражаются супруги и еще два человека (ил. 11), возможно, свидетели совершаемого обряда.

Единственное произведение Яна ван Эйка, хранившееся в России, «Благовещение» (ил. 12), в советское время было продано в США.

 

Иероним Босх (около 1450/1460–1516 гг.). Настоящее имя художника – Иерон Антонисон ванн Акен (ил. 13). Он родился в семье профессиональных живописцев в городе Хертогенбосе (от его сокращенного названия произошел псевдоним художника).

К числу ранних работ Босха принадлежит картина «Семь смертных грехов» (ил. 14). В большом круге изображены сцены, иллюстрирующие семь смертных грехов (ил. 15, ил. 16, ил. 17, ил. 18, ил. 19, ил. 20, ил. 21), а в малых кругах (с левого верхнего угла по часовой стрелке) – сцена смерти, Страшный суд, рай и ад.

К зрелым работам художника относится трехстворчатый складной алтарь «Воз сена» (ил. 22). Это – своеобразная иллюстрация нидерландской пословицы: «Мир – это стог сена, каждый хватает из него, сколько может». На левой створке изображен рай со сценой грехопадения Адама и Евы, на центральной – земной мир, на правой – ад. На внешней стороне алтаря помещена композиция «Путник» (ил. 23).

Алтарь «Искушение святого Антония» (ил. 24) посвящен отшельнику, жившему за 1000 лет до Босха в Египте. Триптих наполнен мерзкими существами, порожденными средневековыми легендами и фантазией художника. Бесы искушают Антония, но вера святого непоколебима. В этом ему помогает Христос, едва заметный в глубине полуразрушенной башни (ил. 25).

Одна из самых эмоциональных работ Босха – «Несение креста» (ил. 26). Все ее пространство заполнено уродливыми лицами стражников, палачей, зевак. На их фоне прекрасными кажутся кроткие лица Христа и святой Вероники, держащей в руках платок с нерукотворным ликом Спасителя.  

В своем творчестве Босх неоднократно обращался к теме рая и ада. Трехстворчатый алтарь «Сад наслаждений» (ил. 27) – одно из самых известных и загадочных произведений художника. Левая створка открытого алтаря показывает зарождение на Земле растений, животных и человека. В центральной части представлен «Сад наслаждений», населенный многочисленными мужчинами и женщинами, предающимися наслаждениям (ил. 28). На правой створке алтаря изображен ад, погруженный в мрачную тьму. В аду царит птицеголовое существо (дьявол), поедающее грешников (ил. 29). На внешней стороне алтаря (ил. 30) изображена Земля на третий день творения в виде прозрачной сферы.

В российских музеях нет произведений Иеронима Босха.

 

Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530–1569 гг.). Прозвище «Брейгель» художник получил по названию деревни, в которой родился (ил. 31). Одна из его ранних работ и единственная, написанная на мифологический сюжет, – «Падение Икара» (ил. 32). Автор показывает, что это событие осталось никем незамеченным: крестьянин пашет поле, пастух в задумчивости смотрит на небо, рыбак сосредоточенно удит рыбу, хотя прямо перед ним торчат ноги Икара, погружающегося в воду.

Главным героем произведений Брейгеля был народ, неслучайно художника прозвали «Мужицким». Брейгель был одним из тех, кто заложил основы развития бытового жанра в голландской живописи. Быт сельских жителей показан на картинах «Крестьянская свадьба» (ил. 33) и «Крестьянский танец» (ил. 34).

На картине «Битва Масленицы и Поста» (ил. 35, ил. 36) изображена городская площадь, заполненная людьми, празднующими Масленицу (Карнавал). Левая сторона картины олицетворяет Масленицу, где царят чревоугодие и распущенность, правая – Пост, где все пронизано духом благочестия и воздержания.

Фольклорное начало отражено в работе Брейгеля «Нидерландские пословицы» (ил. 37), где каждой из них художник нашел зримый образ (ил. 38, ил. 39, ил. 40, ил. 41, ил. 42, ил. 43). В целом же картина представляет абсурдность поведения человека.

Вообще произведения Брейгеля носят назидательный характер. «Вавилонская башня» (ил. 44) говорит о тщетности людей сравниться с Богом. Столь же поучительна картина-притча «Слепые» (ил. 45): вереница слепых ведома таким же незрячим, который падает в пруд и влечет за собой своих товарищей.

Самая известная работа Брейгеля – «Охотники на снегу» (ил. 46). Выбранная художником высокая точка позволяет видеть великолепный пейзаж до самого горизонта. Органической частью пейзажа является человек и все, созданное его руками.

В российских музеях нет произведений Питера Брейгеля Старшего.