Общая характеристика. Французская архитектура удовлетворяла, прежде всего, интересы королевского двора и высшей светской аристократии. Зодчие строили преимущественно дворцы (ил. 1), загородные усадьбы (ил. 2), в меньшей степени храмы (ил. 3). Центром строительной деятельности был Париж и его окрестности (см. разделы «Постройки Парижа» и «Версаль»).
Во Франции в XVII в. высшего расцвета достигло садово-парковое искусство (ил. 4) (см. раздел «Садово-парковое искусство»).
Ведущим стилем французской архитектуры был классицизм.
Стиль классицизм. Предшественником классицизма в архитектуре считается итальянский зодчий XVI в. Андреа Палладио (см. диск «Художественная культура Средних веков и Возрождения в иллюстрациях», главу 6, «Искусство Итальянского Возрождения»).
Классицизм противоположен барокко. Для классицистической архитектуры характерны простота и спокойствие (ил. 5). Форма здания тяготеет к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Часто по центру главного фасада пристраивался колонный портик, увенчанный фронтоном (ил. 6). Во всем господствует симметрия.
Стены классицистических построек лишены пышного декора. Ценилась ровная, спокойная гладь стены, оживленная строго отобранными архитектурными деталями (ил. 7). Преобладают прямые горизонтальные и вертикальные линии. Основа языка классицизма – архитектурный ордер (ил. 8).
Классицизм – универсальный художественный стиль, помимо архитектуры выразивший себя в живописи (см. раздел «Живопись»), скульптуре, литературе, театре.
Постройки Парижа. Одним из самых видных французских архитекторов XVII в. был Жюль Ардуэн-Мансар (ил. 9), который спроектировал в Париже Вандомскую площадь (ил. 10). Она образует замкнутый прямоугольник со скошенными углами, обстроенный одинаковыми по архитектуре зданиями. В центре площади когда-то стоял конный памятник Людовику XIV, позже ее заменила триумфальная колонна Наполеона I (ил. 11).
Самая известная постройка Ардуэн-Мансара – собор Дома инвалидов (ил. 12, ил. 13, ил. 14). Он увенчан нарядным куполом (ил. 15), ставшим одной из достопримечательностей Парижа. В соборе похоронены Наполеон I (ил. 16) и некоторые другие видные полководцы Франции XIX–XX вв.
Ардуэн-Мансар много работал в Версале (см. раздел «Версаль»)
В XVII в. королевский дворец в Париже, Лувр, был обновлен. Архитектор Клод Перро пристроил к нему протяженный восточный фасад (ил. 17, ил. 18), украсив его величественной колоннадой и центральным портиком с фронтоном. Колоннада Лувра считается шедевром архитектуры классицизма.
Садово-парковое искусство. В XVII в. во Франции сложился тип парка, получивший название регулярный или французский. Главное его отличие – геометрически правильная планировка (ил. 19). Регулярный парк разбивали на ровной местности. Его пространство пересекали прямые аллеи, обсаженные деревьями, и дорожки-лучи, обрамленные по сторонам стеночками подстриженной зелени – шпалерами (ил. 20). Иногда стриженые кусты образовывали сложный рисунок наподобие ковра (ил. 21). При помощи зелени создавали лабиринты (ил. 22).
Перед усадебным домом или дворцом устраивали партер (ил. 23) – открытую часть парка с газонами и цветниками.
Парк состоял из пяти начал: двух рукотворных – архитектуры и скульптуры и трех природных – зелени, воды и животного мира. Повсюду царила зеленая природа – деревья и кусты, газоны и цветники (ил. 24). Важной составляющей парка были водоемы (ил. 25). Особым украшением служили фонтаны (ил. 26). В специальных вольерах содержали животных.
На территории парка возводили разнообразные постройки – беседки, гроты (ил. 27), колоннады (ил. 28), оранжереи (ил. 29). В разных уголках парка можно было увидеть скульптуру, изображавшую преимущественно мифологических персонажей (ил. 30).
Признанным образцом регулярного парка считается Версаль.
Версаль. До Великой французской революции Версаль служил официальной королевской резиденцией. Людовик XIV превратил скромный охотничий замок в крупнейший дворцово-парковый ансамбль Европы (ил. 31, ил. 32). Над созданием Версаля трудились архитекторы Луи Лево (ил. 33), Жюль Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (ил. 34).
С дороги, ведущей из Парижа, ансамбль Версаля открывается дворцом (ил. 35), перед которым устроены два примыкающих другу к другу парадных двора – Королевский и Мраморный (ил. 36). От дворца лучами расходятся три проспекта (ил. 37), центральный из которых связывает Версаль с Парижем.
Большой Версальский дворец стоит на невысокой террасе (ил. 38). Его парковый фасад (ил. 39, ил. 40) оформлен в стиле классицизм. Во дворце – сотни жилых и парадных помещений (ил. 41), самое значительное из которых – Зеркальная галерея (ил. 42). На одной ее стороне расположены 17 окон, смотрящих в парк, на другой стороне симметрично им – зеркала (ил. 43, ил. 44). По концам галереи находятся зал Войны (ил. 45, ил. 46) и зал Мира (ил. 47). Важнейшим помещением дворца считалась спальня короля (ил. 48). Именно на нее ориентированы три вышеназванных проспекта.
С западной стороны к Большому дворцу примыкает регулярный парк (ил. 49, ил. 50). Он разбит вдоль оси, протянувшейся от дворца к Большому каналу. От подножия дворца широкая лестница ведет к фонтану Латоны (ил. 51). Далее Королевская аллея соединяет его с фонтаном «Колесница Аполлона» (ил. 52), за которым начинается Большой канал (ил. 53).
Перед дворцом устроено несколько партеров (ил. 54). В парке имеется множество фонтанов (ил. 55, ил. 56) и различных построек: колоннады, беседки, оранжереи (ил. 57) и два дворца – Большой Трианон (ил. 58) и Малый Трианон (ил. 59).
Важную роль в украшении парка играет скульптура (ил. 60, ил. 61, ил. 62).
Версаль послужил образцом для загородных резиденций многих европейских монархов. Под впечатлением от увиденного в Версале Петр I построил Петергоф (см. часть II, главу 4).