РУБРИКАТОР

Искусство Древнего Рима

Словарь терминов

Акведук (ил. 1) – водовод в виде арочного моста.

Амфитеатр (ил. 2) – сооружение для публичных зрелищ (боев гладиаторов, травли зверей и т. п.) с ареной и местами для зрителей.

Антаблемент (ил. 3) – верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.

Апсида (ил. 4) – полукруглый выступ, перекрытый полукуполом в древнеримских храмах, базиликах, дворцах, термах (ср. экседра).

Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 5) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.

Аркада (ил. 6) – ряд арок.

Архитектоника, тектоника – отражение конструкции постройки в ее художественном образе, зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий.

Архитектурный ордер (ил. 7) – художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из трех частей: несущей (колонна), несомой (антаблемент) и основания. См. ордера дорический, ионический, композитный, коринфский, тосканский.

Архитрав – часть архитектурного ордера, нижний из трех элементов антаблемента.

Атриум (атрий) (ил. 8) – главное помещение в древнеримском доме.

Аттик (ил. 9) – стенка над венчающим здание карнизом.

База (ил. 10) – невысокое основание колонны или пилястры, имеющее сложный силуэт.

Базилика (греч. царский дом) (ил. 11) – прямоугольное в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на несколько нефов.

Барельеф (ил. 12) – плоский рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего реального объема (ср. горельеф).

Бюст (итал. busto – туловище, торс) (ил. 13) – изображение человека в скульптуре: голова с плечами и грудью (без рук).

Вестибюль (ил. 14) – в древнеримском доме помещение (крытый проход), соединяющее улицу с атриумом.

Волюта  (ил. 15) – декоративный элемент в виде спирали, который использовался в капителях композитного ордера.

Горельеф (ил. 16) – высокий рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину своего реального объема (ср. барельеф).

Домус (ил. 17) – тип древнеримского дома, рассчитанный на одну состоятельную семью.

Дорический ордер (ил. 18) – один из пяти основных архитектурных ордеров, тяжелый на вид. Отличительная черта дорической колонны – отсутствие базы и простая по форме капитель.

Имплювий (ил. 19) – бассейн для сбора дождевой воды, расположенный в атриуме под комплювием.

Инсула (ил. 20) – тип многоэтажного древнеримского дома, квартиры и комнаты которого сдавались внаем.

Ионический ордер (ил. 21) – один из пяти основных архитектурных ордеров, легкий на вид. Ионическая колонна имеет капитель в виде четырех волют.

Калиги (ил. 22) – полусапожки, покрывавшие голень до половины, которые носили древнеримские воины.

Кальдарий – помещение в термах, служившее для принятия горячих водных процедур (ванн).

Каннелюры (франц. cannelure – желобок) (ил. 23) – вертикальные желобки на стволе колонны.

Капитель (от лат. caput– голова) (ил. 24) – верхняя часть колонны.

Карниз – верхняя часть антаблемента.

Квадрига (лат. четверная упряжка) (ил. 25) – колесница, запряженная четверкой лошадей.

Клоака Максима (лат. cloaca –очистной канал) (ил. 26) – подземный сточный канал в центре Рима, часть городской канализации. 

Колонна (ил. 27) – круглая в сечении вертикальная опора, часть архитектурного ордера, на которую опирается антаблемент.

Колоннада (ил. 28) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.

Комплювий (ил. 29) – отверстие в крыше атриума.

Композитный ордер (ил. 30) – один из пяти основных архитектурных ордеров. Появился в Древнем Риме в результате модификации греческого коринфского ордера.

Коринфский ордер (ил. 31) – один из пяти основных архитектурных ордеров. Коринфская колонна имеет капитель, украшенную растительным орнаментом и четырьмя завитками.

Купол (итал. cupola) (ил. 32) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы.

Ларарий (ил. 33) – в древнеримском доме комната для поклонения домашним богам – ларам.

Мозаика (ил. 34) – вид монументальной живописи: изображение набирается из кусочков цветного стекла или камня.

Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 35) – часть внутреннего пространства базилики, заключенная между рядами колонн или между рядом колонн и стеной.

Ордер – см. архитектурный ордер.

Палестра (ил. 36) – место для занятий гимнастикой.

Палла  (ил. 37) – женская одежда наподобие плаща.

Пенула (ил. 38) –плащ, обычно круглой формы, имевший вырез для головы.

Перистиль (греч. окруженный колоннами) (ил. 39) – прямоугольный двор, с четырех сторон окруженный крытой колоннадой.

Пилястра (от лат. pila – столб) (ил. 40) – вертикальный плоский выступ стены, имеющий базу и капитель (ср. колонна).

Помпейские стили – условное обозначение этапов развития древнеримских настенных росписей, основанное на изучении образцов, сохранившихся главным образом в Помпеях.

Портик (ил. 41) – проход, образованный колоннадой, несущей перекрытие, чаще всего фронтон.

Рельеф (ил. 42) – вид скульптуры, располагающийся на плоскости (например, стене здания), служащей ему фоном (см. барельеф, горельеф).

Ростральная колонна (от лат. rostrum – нос корабля) (ил. 43) – колонна, украшенная носами трофейных кораблей. Устанавливалась по случаю победы в морском сражении (ср. триумфальная колонна).

Свод (ил. 44) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки.

Стола (ил. 45) – женское платье типа туники с пришитой к подолу оборкой.

Таблиний – в древнеримском доме комната, служившая гостиной.

Табуларий (ил. 46) – архив.

Тектоника – см. архитектоника.

Тепидарий – помещение в термах, служившее для принятия теплых водных процедур (ванн).

Термополий (ил. 47) – трактир, где подавали горячую еду и вино.

Термы (ил. 48) – общественные бани, представлявшие собой культурно-оздоровительный комплекс.

Тога (ил. 49) – плащ, обычно овальной формы, который носили свободные римляне.

Тосканский ордер (ил. 50) – один из пяти основных архитектурных ордеров. Появился в Древнем Риме в результате модификации греческого дорического ордера.

Триклиний (ил. 51) – в древнеримском доме комната, служившая столовой.

Триумфальная арка (от лат. triumphus – триумфальный) (ил. 52) – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед.

Триумфальная колонна (от лат. triumphus – триумфальный) (ил. 53) – мемориальное сооружение, посвященное прославлению военных побед в виде отдельно стоящей колонны больших размеров (ср. ростральная колонна).

Туника (ил. 54) – нижняя мужская и женская одежда из прямоугольного куска ткани, сшитого на плечах.

Фаюмские портреты (ил. 55) – погребальные портреты, найденные в Римском Египте (в районе Фаюмского оазиса), созданные в технике энкаустики.

Форум (ил. 56) – рыночная площадь, центр политической и культурной жизни древнеримского города.

Фреска (ил. 57) – вид монументальной живописи: изображение наносится водяными красками на сырую штукатурку.

Фригидарий (лат. frigidarium – холодная комната) – помещение в термах, служившее для принятия холодных водных процедур (ванн).

Фриз (ил. 58) – средняя часть антаблемента, часто украшаемая скульптурой.

Фронтон (от лат. frons – лоб) (ил. 59) – верхняя часть портика, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами кровли.

Экседра (ил. 60) – глубокая полукруглая ниша, перекрытая полукуполом в древнеримских базиликах, дворцах, термах. Позже экседра превратилась в апсиду.

Энкаустика (греч. выжигание) (ил. 61) – техника живописи красками, связующим веществом которых служит воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (см. фаюмские портреты).